Сценарий экологического похода с детьми в лес — активные игры на свежем воздухе

Дети собираются на полянке, где их приветствует ведущий. Он сообщает о цели похода и предлагает пройти через Тропу Испытаний, чтобы окунуться в мир природы. По дороге ребят встречают лесные духи, которые знакомят с природными законами. После испытаний проводятся игры и конкурсы, устраивается пикник.

Осень

Цель: формирование у детей экологического мышления, развитие сплоченности и коллективизма.

Оформление: Вдоль лесной тропы, по которой будут двигаться участники, на ветки деревьев подвязывают разноцветные ленты, чтобы ребята не сбились с пути. На второй станции к веткам деревьев прикрепляют карточки с изображением мусора. Для последней станции лучше выбрать место, где можно увидеть муравейник, разнообразных насекомых.

Необходимые атрибуты:

  • Клубок ниток;
  • Шляпа с карточками, на которых написаны названия животных;
  • 4 ведра с надписями «Бумага», «Металл», «Пищевые отходы» и «Стекло»;
  • Карточки с изображениями различных предметов, относящихся к одному из четырех видов мусора;
  • Значки «Защитник природы» по количеству участников.

Роли:

  • Ведущий
  • Леший
  • Эльф
  • Флора
  • Фауна
  • Природа

Ход мероприятия

Ведущий собирает детей на лесной полянке.

Ведущий: Ребята, сегодня мы будем изучать тайны лесного царства. Чтобы полностью окунуться в мир природы, давайте сделаем глубокий вдох, выдох. Чувствуете свежесть воздуха? Он придает бодрость и внутреннюю силу. Эти качества помогут вам пройти по Тропе Испытаний и добраться до самой Матушки Природы. Готовы?

Уличные зимние игры, актуальные для любого возраста

 

 

Дети: Да!

Ведущий: Тогда вперед! Обратите внимание, что на некоторых деревьях есть красные ленточки – они будут указывать вам путь. Прежде, чем отправиться, давайте запасемся знаниями, как правильно себя вести в лесу. Что вы знаете об этом?

Дети: Ходить нужно тихо, стараясь не пугать животных, и по тропинке, чтобы не топтать лесную траву. Нельзя рвать растения, разорять птичьи гнезда, мусорить, кричать.

Ведущий: Молодцы! Все-то вы знаете, все-то вы помните. Вижу, что хорошо подготовились. Но вдруг вы заблудитесь? Что тогда будете делать?

Дети: Кричать «Ау!», ждать помощи.

Ведущий: Но не всегда это работает, ведь остальные могли уйти настолько далеко, что просто не услышат ваши крики о помощи. Поэтому, чтобы не потеряться, мы должны держаться друг друга. А чтобы это было несложно, предлагаю перевязаться одной ниткой.

Ведущий передает клубок ниток участникам похода. Те обматывают себя вокруг талии ниткой, разматывая постепенно клубок, и передают его дальше. Последний участник также обматывает себя нитью, клубок убирает в карман, чтобы не потерялся. На каждой станции клубок то сматывается, освобождая участников, то разматывается, объединяя их.

Ведущий: Теперь я уверен, что никто не заплутает! Сейчас вы едины – значит, непобедимы! Желаю вам удачи! До скорых встреч на финише!

Дети отправляются в путь по тропе друг за другом. Доходят до первой станции «Лесные звуки». Их встречает Леший. Дети освобождаются от связывающей нити, встают полукругом вокруг него.

ЛешийЛеший: Всем здравствуйте. Ваша первая остановка – «Лесные звуки». Ребята, вспомните всё, что вы слышали, когда шли ко мне.

Ребята перечисляют.

Леший: Сейчас проверим, все ли звуки вы смогли различить. Закройте глаза и прислушайтесь.

Дети выполняют задание.

Леший: Теперь скажите, чьи звуки вы смогли различить?

Дети: Звуки деревьев (шум листвы), травы, птиц, насекомых.

Леший: Молодцы, так много услышали. Скажите, все эти звуки вы назвали мне первый раз?

Дети: Нет!

 

Леший: Для того чтобы услышать природу, нужно быть очень внимательным. Как говорится, «держать ушки на макушке». Проверим, хорошо ли у вас развита внимательность.

Леший проводит игру «Лесной хор». Выбирается один водящий, он поворачивается к ребятам спиной. Участники вытягивают из шляпы карточку с названием животного, чей голос они должны подать. По знаку Лешего ребята одновременно произносят «свои» звуки (волк воет, воробей чирикает и так далее) под мотив любой известной песни, например, «В траве сидел кузнечик…». Задача водящего – отгадать, какие звери и птицы «присутствуют» в хоре.

Лесовик: Молодцы, ребята! Многих зверей и птиц знаете, многих можете распознать по голосу. Но запомните, что никто не сможет «услышать» природу, пока этого не захочет. Окружающий мир часто подает нам какие-либо знаки, но многие их просто не замечают. Мы отдалились от природного мира, а ведь люди должны жить в согласии с природой, чтобы выжить. Именно поэтому умение «слышать» природу просто необходимо каждому. Вам пора двигаться дальше. Прощайте!

Дети вновь обвязываются нитью, затем продолжают движение. Доходят до станции «Природные краски». Здесь их встречает Эльф.

Эльф: Здравствуйте, ребята! Сегодня такой чудесный день: солнышко решило порадовать нас своими яркими желтыми лучами, деревья и трава – зеленью. Весь лес Матушка Природа раскрасила, ничего не забыла. Скажите, какие цвета вы видели в этом лесу?

Дети перечисляют.

Эльф: 

ЭльфУ Природы много цветов, каждый из них она использует с определенной целью:

  • Желтое солнышко согревает душу, поднимает настроение;
  • Зеленый олицетворяет собой жизнь: каждая веточка, каждая травинка свидетельствует о наличии жизни вокруг;
  • Осенью, когда все деревья готовятся ко сну, Природа решила порадовать нас яркими красками, чтобы мы не грустили;
  • В зимнее время яркий белоснежный ковер устилает темную землю, поднимая настроение, а красивые снежинки зовут на прогулку;
  • Даже весной, когда снег начинает таять, обнажая черную землю, Природа решила разукрасить небо в ярко-голубой цвет, чтобы хоть как-то разбавить темные оттенки.

Эльф: Посмотрите вокруг – разве это не чудесно? Как можно губить такую красоту? Но некоторые люди не думают об этом, они после похода оставляют отходы прямо на том месте, где находились. Разве так можно поступать?

Дети: Нет!

Эльф: Как нужно правильно вести себя в такой ситуации?

Дети рассказывают.

Эльф: Вижу, что знаете. Давайте очистим лес от мусора!

Проводит игру «Собери мусор». Все участники делятся на 4 команды, каждой из которых вручается ведро. На ветках деревьев привязаны карточки с изображением предметов – «мусор». Задача команд – собрать «свой» мусор как можно быстрее. При этом важно не ошибиться и не захватить «чужую» карточку.

Эльф: Молодцы, быстро справились с заданием. Теперь лес чистый, приятно на него посмотреть. Кроме этого, он теперь безопасен для его обитателей: они не поранятся о стекла или консервные банки, не отравятся ядовитыми отходами. Чтобы такого не было, нужно следить за своими действиями и не допускать нарушения правил поведения в лесу. Настала пора прощания. Обещайте, что будете соблюдать все правила поведения в лесу!

Дети обещают, идут дальше по тропинке до следующей станции – «Живая природа», где их встречают Флора и Фауна – духи растений и животных.

Флора: Добрый день, ребята!

Фауна: Здравствуйте! Я – Фауна, дух животного мира, а это моя сестра Флора – дух растительности.

Флора: Мы отвечаем за нормальное существование всех живых организмов в этом лесу.

Фауна: Вы нас, ребята, порой огорчаете: бывает, что бегаете по лесу, кричите, пугаете птиц и зверей. А может, в это время птичка на гнезде сидит? Бросит она своих еще не вылупившихся птенчиков, и улетит. Уйдут животные из того места, где им нормально жить не дают. Погибнет лесная экосистема!

Флора: Или цветы рвете, ветки у деревьев обламываете. Думаете, им не больно? Им очень больно, они кричат, да вы их не слышите – на очень высокой частоте издают звуки, которые практически невозможно услышать человеку. Они ведь тоже живые!

Фауна: Ко всему живому нужно относиться с уважением. Каждый имеет на это право.

Флора: Ребята, может ли человек жить без растений и животных? Почему?

Дети отвечают.

Фауна: Но почему-то некоторые об этом забывают. Нужно заботиться о детях природы, сотрудничать с ними, а не уничтожать. Ведь все мы живем на одной планете, и друг без друга просто не выживем.

Фауна

Флора: Вернее, люди не смогут жить без окружающей живой природы. Она-то без них справится!

Фауна: Давайте не будем забывать об этом. Договорились?

Флора: Вот и хорошо. Чтобы заботиться о растениях и животных, нужно стремиться узнавать их. Сейчас посмотрим, насколько хорошо вы знаете некоторые растения и животных.

Флора и Фауна проводят игру «Узнай по описанию». Духи по очереди читают описание растения или животного, а дети их отгадывают.

Фауна: Молодцы, ребята. Вы многое знаете из мира природы.

Флора: Но не останавливайтесь на этом. Узнавайте больше, и тогда сможете раскрыть множество природных тайн.

Фауна: Желаем вам удачи на этом нелегком пути. До свидания!

Дети отправляются дальше. Доходят до последней станции – «Мой дом». Здесь встречает ребят сама Природа.

Природа: Ребята, наконец-то вы пришли! Я уж беспокоиться начала, что вы назад повернули, не захотели идти вперед. Расскажите, кого встретили на своем пути, о чем узнали?

Дети рассказывают.

Природа: Молодцы, многое запомнили. Ребята, вы знаете, что лес – это дом для многих организмов? Давайте посмотрим, кто живет в этом огромном доме.

Природа проводит экскурсию по лесу, спрашивает, а затем рассказывает о его обитателях, показывает их «домики»: муравейники, улей, норки и так далее.

Природа: Вот и закончилась наша экскурсия. Но я рассказала вам лишь самую малую часть о жизни лесных жителей. Если вам будет интересно, посмотрите литературу по этой теме, расскажите о том, что узнали, друзьям и знакомым. Помните, что человек без природы жить не сможет. Поэтому он должен любыми усилиями сохранить то, что имеет. Не ссорьтесь с природой – и она отплатит вам добром. Отправляйтесь дальше по тропинке. До свидания!

Дети идут по тропинке и выходят на полянку, где их ждет ведущий.

Ведущий: И снова здравствуйте. Ребята, понравилась ли вам сегодняшняя экскурсия в мир природы? Что особенного вы запомнили? Как нужно себя вести в лесу? Почему?

Дети отвечают на вопросы ведущего.

Ведущий: Сегодня вы узнали много о мире природы. Думаю, вы не только запомнили все, что видели и слышали, но и намотали на ус. Так как вы смогли пройти все испытания, можете считать себя победителями. А победителям положен знак отличия.

Ведущий вручает ребятам значки «Защитник природы».

Ведущий: Вижу, устали вы немного. Предлагаю отдохнуть.

Дети устраивают пикник. Ведущий проводит игры и конкурсы на природе. После пикника не забывают убрать за собой.

Ведущий: Природа заботится о каждом своем подопечном независимо от его размера и возможностей. Всем живым существам она дала особенность, позволяющую выжить в этом суровом мире: зайцы могут менять цвет шубки, чтобы иметь возможность скрыться от хищников, ежи – сворачиваться в колючий клубок с той же целью, хищники – острый нюх, чтобы найти добычу. Физически слабому человеку она дала развитый мозг, чтобы он мог придумать план спасения. Да, человек придумал, как выжить в этом мире, даже больше – он начал уничтожать неподвластную ему природу. Если он не остановится, то погибнут не только растения и животные, но и сам человек! Поэтому давайте будем беречь то, что у нас есть. Станем частью природы, а не ее врагом. Надеюсь, наш день сегодня не прошел даром, и каждый что-то взял для себя. Не будем прощаться, скажем просто «До свидания»!

Ведущий уходит, дети отправляются домой.

Игры и конкурсы на природе

1. «Найди цвет»

Ведущий называет любой цвет, участники находят его в окружающих предметах или одежде, подходят и дотрагиваются до них. Например, зеленый – нужно дотронуться до любого предмета зеленого цвета (трава, шарфик).

2. «Природные формы»

Нужно определить форму предмета. Например, дерево – можно увидеть овал, треугольник (крона), цилиндр (ствол).

3. «Узнай цветок»

Каждый желающий получает листок и ручку. Его задача – пройти по полянке и за определенное время найти как можно больше растений, названия которых записать на листке. По истечении времени звенит колокольчик, дети собираются в условленном месте и называют все растения, которые нашли. Победителем объявляется тот, у кого список больше.

Скачать сценарий игры

Экологический поход с детьми в лес




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *