Открытие недели русского языка в школе

Торжественная часть посвящена высказываниям известных людей о великом и могучем русском языке. После этого проводится игровая часть, состоящая из викторины и веселой переменки.

Цель:

Повышение познавательного интереса к предмету, расширение кругозора.

Оформление:

Плакаты с цитатами о русском языке, стенгазеты.

Необходимые атрибуты:

  • Карточки со словами: немецкий, французский, испанский, итальянский, греческий, латинский, великолепие, живость, крепость, нежность, краткость;
  • Костюмы знаков препинания для сценки;
  • Программа недели русского языка;
  • Медаль «Знаток Русского языка»;
  • Ребусы.

Роли:

  • Ведущая

За несколько дней до мероприятия ученики получают задание найти и выучить цитаты о русском языке, небольшие стихотворения.

Ход мероприятия

Ведущая: Здравствуйте, ребята! Мы сегодня собрались, чтобы… А впрочем, догадайтесь сами. Оглянитесь вокруг себя и скажите, о чем мы будем сегодня говорить?

Дети отвечают.

Ведущая: Верно, мы будем вести беседу о великом и могучем, правдивом и свободном – русском языке! Вспомните, кто так лестно отозвался о нашем родном языке?

Дети: И. С. Тургенев.

Ведущая: Верно. Тургенев вместе с Пушкиным, Горьким и другими великими писателями высоко ценил этот язык. И это неудивительно, ведь русский язык – это язык великого народа, наделенного многочисленными талантами!

Ученик зачитывает цитату И.С. Тургенева «Берегите наш язык…».

Ведущая: Родной язык у каждого человека свой. Скажите, какой язык будет родным для немца? Француза? Испанца? Итальянца? Грека?

Дети отвечают: немецкий, французский и так далее.

Ведущая: Каждый язык по-своему хорош, но вот русский, по мнению Ломоносова, вобрал в себя лучшие качества от остальных. Попробуйте догадаться, какие великолепные качества русского языка Михаил Васильевич соотносил с иностранными?

В результате ответов детей соединяются карточки: великолепие – испанский; живость – французский; крепость – немецкий; нежность – итальянский; краткость – греческий и латинский.

Ведущая: Да, Ломоносов находил все эти черты в нашем родном языке, а вот Толстой характеризовал его как переменчивый язык: настоящий и сильный, в то же время строгий, живой или страстный. Ребята, а вы какие высказывания о русском языке знаете?

Выступают учащиеся с цитатами, стихотворениями, подготовленными заранее.

Ведущая: Русский язык – живой язык. Интонация, паузы, недосказанность – все это позволяет выразить наиболее полно наши чувства. Выразить их на письме помогут знаки препинания. Вы с ними знакомы?

Дети называют знаки препинания.

Знаки

Ведущая: Давайте познакомимся с ними еще раз.

Инсценировка стихотворения С. Маршака «Знаки препинания». Роли: Автор, Восклицательный знак, Вопросительный знак, Запятые, Точка с запятой, Двоеточие, Многоточие, Точка.

Ведущая: Даже самая маленькая запятая играет большую роль в выражении чувств. Если ее поставить неправильно, можно совершить непоправимое. Например, как вы думаете, в каком месте поставить этот знак препинания в следующем предложении?

Дети объясняют правило постановки знака в известной фразе «Казнить нельзя помиловать». Затем пытаются составить подобные фразы, смысл которых зависит от места запятой в предложении.

Ведущая: Постановку знаков препинания изучает один из разделов русского языка – Пунктуация. Также русский язык включает в себя Морфологию, Синтаксис, Словообразование, Фонетику, Орфографию и Графику. Трудно запомнить эти мудреные названия, но еще труднее их выучить. Однако я верю, что вы-то с этим справитесь! Всю неделю нас ждут увлекательные путешествия в таинственный мир великого и народного языка. За эти 7 дней вам предстоит разгадать не одну тайну, раскрыть не один секрет.  В рамках недели пройдут следующие мероприятия и конкурсы: … . Ну а начнем мы с того, что выявим истинного знатока русского языка.

Проводится викторина на знание русского языка

Ученик, ответивший на большее количество вопросов, получает медаль «Знаток Русского языка».

Примерные вопросы для викторины:

  • Сколько букв в русском алфавите? (33)
  • Назовите главные члены предложения (Подлежащее и сказуемое)
  • Сколько звуков в русском языке? (42)
  • Как называют слова, имеющие общий смысл и одинаковый корень? (Однокоренными)
  • Можно ли перенести на следующую строку слово «осень»? (Нет, так как на строке останется одна буква, что недопустимо при переносе)
  • Какими могут быть предложения по интонации? (Восклицательные и невосклицательные)
  • С какой целью составляются предложения? (Рассказать о чем-либо – повествовательные, спросить – вопросительные, или побудить к какому-либо действию – побудительные)
  • Как правильно перенести на следующую строку слова «чайка», «пальто», «съехать»? (Чай-ка, паль-то, съе-хать)
  • Что это: основная часть слова, передающая его основное значение? (Корень)
  • Как изменить форму слова? (Нужно изменить окончание)
  • С помощью каких частей образуются новые слова и как называется такой способ образования? (Суффиксальный – с помощью суффикса, приставочный – приставки, приставочно-суффиксальный – и приставка, и суффикс)
  • Из чего состоят предложения? (Из слов)
  • Назовите парные звуки по глухости – твердости (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с)
  • Как называется часть речи, отвечающая на вопрос «Какой»? (Прилагательное)
  • Какой раздел русского языка изучает все знаки, позволяющие перевести устную речь в письменную? (Графика)
  • Назовите вопросы творительного падежа (Кем? Чем?)
  • Какой вопрос можно задать глаголу в начальной форме? (Что делать? Что сделать?)
  • Есть ли в русском языке общий род? (Нет, только мужской, женский и средний)
  • Если мы говорим о себе, то используем глаголы в каком лице? (В форме 1 лица)
  • Как звуки обозначаются на письме? (С помощью букв)

Ведущая: Я уверена, все вы любите отдыхать. Вот и сейчас после такого сложного задания я объявляю переменку!

Дети разгадывают ребусы.

Ведущая: Вот и дан старт неделе Русского языка, проведен первый конкурс, выявлен первый знаток. Но это еще только начало! Как говорится, это еще только цветочки – ягодки впереди будут. А чтобы у вас все получалось не просто хорошо, а отлично, просто необходимо выучить тот язык, на котором мы говорим!

Стихотворение Сабира Абдуллы «Выучи русский язык!» в исполнении учащихся.

Ведущая: Ну а мы желаем вам удачи в изучении русского языка, а также ни пуха, ни пера! До встречи через неделю.

Скачать сценарий открытия недели русского языка




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *